Эффективность инвестиционной и инновационно-технологической деятельности (на примере Арктического проекта)

Природно-климатические условия Арктической зоны РФ требуют высокого качества инвестиций, вкладываемых в ее развитие, и соответствующих этим инвестициям инновационных технологий. Развитие, очевидно ввиду затратности арктического мегапроекта, должно быть согласованным и непротиворечивым. Однако проекты, связанные с освоением Арктической зоны, небезупречны. Так, в [1, с. 73] показано: «Очередность и направленность планов введения в строй объектов инфраструктуры (включая плавсредства) показывают отсутствие синхронизации и координации работ как государственных организаций, так частей и подразделений Минобороны и других силовых ведомств, а также частных бизнес-структур. Это порождает параллельные затраты на аналогичные работы». Далее, при проведении аналитических изысканий возникают «информационные проблемы, связанные с распыленностью информации по разным организациям» [2, с. 416]. Поэтому при изучении экономических аспектов развития Арктической зоны РФ приходится преодолевать ряд содержательных и технических трудностей, связанных с систематизацией данных.

Один из подходов, реализующих системный характер экономического изучения Арктики, был предложен нами в работе [3], в которой рассматриваются вопросы количественного оценивания взаимосвязей факторов различного рода (экономических, технологических и др.) в процессе освоения отечественной Арктической зоны. В ней также был проведен анализ взаимосвязей инновационных и инвестиционных факторов на примере Омского кластера. Сейчас нам представляется логичным оценить экономические и технологические эффекты, получаемые в результате инвестиционной и инновационно-технологической деятельности с участием машиностроительных производств в Арктической зоне РФ и регионах, задействованных в инновационно-технологическом обеспечении приоритетных направлений развития в соответствии с основным нормативным документом, посвященным развитию Арктической зоны РФ2. Объектом настоящего исследования является эффективность инвестиционной и инновационно-технологической деятельности в регионах, вовлеченных в Программу развития Арктической зоны РФ3, а предметом изучения — методы и инструментарий прогнозно-аналитических исследований эффектов, возникающих в результате воздействия инвестиционного и инновационно-технологического факторов на развитие обрабатывающей промышленности с приоритетным развитием машиностроения в ходе реализации этой Программы.

Поскольку в рамках данного исследования нами определен приоритет развития обрабатывающих производств и машиностроения, постольку оказалось необходимым сформировать специальные критерии для определения состава регионов, включенных в исследование4. К таким критериям были отнесены следующие:

Регионы, относящиеся к Арктической зоне и обладающие потенциалом инновационно-технологического развития.
Регионы, обладающие потенциалом инновационно-технологического развития, часть территорий которых относится к Арктической зоне.
Регионы, обладающие потенциалом инновационно-технологического развития, в том числе крупными машиностроительными предприятиями, имеющими опыт работ для Арктической зоны (например, Ленинградская область, обладающая вторым по величине комплексом обрабатывающих производств среди регионов РФ и осуществляющая наиболее крупные инвестиции в основной капитал в Северо-Западном федеральном округе, а также Омская область, машиностроительные предприятия которой выпускают технику для эксплуатации в условиях Крайнего Севера).
Регионы, участие которых в «арктической программе» может быть эффективным за счет логистического фактора (Вологодская область) и машиностроительного фактора (Новгородская, Псковская и другие области, где машиностроение играет существенную роль в экономике, а конкурентоспособность выпускаемой продукции подтверждается ростом экспорта [4]).
Регионы, включение которых в межрегиональную интеграцию в связи с реализацией инвестиционных и инновационных программ, направленных на развитие Арктической зоны, обусловлено географическим положением, общей транспортной инфраструктурой, сложившимися хозяйственными связями с регионами Арктической зоны, возможной мобильностью трудовых ресурсов.
В соответствии с установленными критериями сформирована группа регионов для анализа экономических и технологических эффектов, которые могут быть получены в результате инвестиционной и инновационно-технологической деятельности, направленной на развитие Арктической зоны (табл. 1). Из числа регионов, относящихся к Арктической зоне, в группу регионов исследования не включены Ненецкий и Чукотский автономные округа, как не обладающие собственным потенциалом инновационно-технологического развития, ввиду крайне низкого развития обрабатывающих отраслей промышленности.

В рассматриваемую совокупность регионов не включен г. С.-Петербург — крупнейший регион, на долю которого приходится 43-45% ВРП Северо-западного федерального округа. Очевидно, что крупнейшие в России регионы — Москва, Московская область и С.-Петербург, — обладающие мощным научным и производственным потенциалом, будут участвовать в реализации инвестиционных и инновационных программ, направленных на развитие Арктической зоны. Однако экономики этих регионов слишком велики, чтобы на базе располагаемых статистических данных было возможно провести отдельный анализ и количественно измерить эффекты, формируемые при решении задач развития Арктической зоны.

Оставить ответ

Вы можете использовать эти HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>